Русалка. Термин. История.

Перейти вниз

Русалка. Термин. История.

Сообщение автор NovemberRain в Ср Июл 22, 2015 2:34 pm

Русалка — персонаж славянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских[1]. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды[2].


Этимология
Слово русалка позднего происхождения, согласно теории «римского влияния», которую отстаивали Ф. Миклошич и А. Н. Веселовский, произошло от названия древнеримского праздника поминовения предков — Розалии[3] (от лат. Rosalia «праздник роз, посвящённый умершим»[6]). В то же времяТ. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования древнеримской обрядности восточными славянами[7]. Сам образ русалки исконно славянский и сложился в глубокой древности[8].
По мнению И. Ягича, вследствие сближения со словом русло русалка из нимфы лесов и полей превратилась в народном сознании в водяное существо[9][10].
Согласно близкой ему теории — термины «русалка», «русло», «русый» происходят от одной формы, предположительно родственной лит. rusė́ti «течь», «влага». При этом, ряд исследователей так же считал и считает, что термины вероятно произошли от названия рек Руса, Рось, Раса[11].
В украинском языке сохранилось название мавка, в белорусском — водяница, купалка, как синоним русалки[12].
Мифологический образ
По версии Л. Н. Виноградовой — вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде. Восточнославянский термин русалка связан с древнерусским названием языческого весеннего праздника русалии[1].
По мнению Д. К. Зеленина — русалка, в поверьях, являлась «заложным покойником», утопленницей, душой погибшего неестественной смертью человека, обычно молодой женщины, некрещёной девушки, иногда — девочки.[13]
По мнению В. Я. Проппа — русалка являлась персонажем, связанным с культом растений, плодородия, влаги, духом водоёмов, персонифицированной стихией природы (воды, «зелёной» жизни).[14][15]
В Малороссии и в Галиции существовало несколько представлений о русалках. По одним представлениям русалки отождествляются с мавками, по другим — с дикими жёнами, «мамунами» (обезьянами) у поляков и «вилами» у сербов и болгар, которые владели колодцами и озёрами, умели «запирать» воды. В украинских народных поверьях русалками становятся утонувшие девицы, некрещёные дети, люди, купающиеся в неурочное время и те, кого специально утащил водяной к себе в услужение[16]. В западном Полесье существует легенда о том, как отец умершей девушки-невесты привязал её тело к столбу и таким образом «повенчал» её, чтобы она не стала русалкой[16].
По некоторым сообщениям, русалкам приписывается способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц (укр. харьк.), либо показываться в виде коровы, коня, телёнка, собаки, зайца и других животных (полес.). Однако в большинстве рассказов русалки появляются в образе женщины или молодой девушки[17].
По народному поверью, русалок из умерших некрещёных мальчиков (а не девочек) можно «крестить» чтением над ними 12 глав Евангелия или раздачей детям сорока крестиков.[источник не указан 96 дней]
Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и символов, связанных с культом плодородия (Кострома,Ярило), уничтожение которых гарантировало урожай. В России и на Украине существовали русальные песни, которые пели на Русальную неделю.[источник не указан 96 дней]
Среди населения Урала, было представление, что русалки есть проклятые жёны и девы. Они живут в плоти, невидимо от людей, и будут жить так допришествия Христа. Живут постоянно под водой, в обществе чертей[18].

Поверья о жизни русалок
В некоторых местах Украины различали русалок полевых (то же самое, что «полудницы») и лесных («фараонки», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Д. Зеленин, «Русалок нельзя признать определенно духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими». Видят их часто в прудах, озёрах и проточных водах, как они барахтаются, стоя по пояс в воде или настолько, что «только греха не видать» расчёсываются и моют лицо руками[19].[стиль!]
Из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться. Одетых русалок чаще всего представляют в рваных сарафанах[18].
В связи с русалочьей нуждой, также существовало поверье, что на Русальной неделе, когда в лесу ходят русалки — нагие женщины и дети, при нечаянной встрече с ними, нужно непременно бросить платок или что-нибудь другое, даже рукав от платья оторвать, если в то время при себе ничего другого не будет. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья, похищают одежду и пищу, где-либо беспечной хозяйкой положенную без молитвы, и выбирают для себя любовников из мужчин[18]. Желание одеться заставляет русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит»[20].
Повсеместно у восточных славян (а также у саамов) распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчёсывают свои волосы[21]. Этим поверьем часто пользовались художники и поэты — например, Шевченко в стихотворении «Утоплена».
К сходному разряду водных духов относится «шишига», представляемая в образе голой взрослой женщины, которая, сидя на берегу у воды и чешет гребнем свои длинные волосы[22]. В качестве гребней русалки используют рыбьи кости[18]Присловье «чёрт чесал, да и чесалку-то потерял» имеется в «Пословицах русского народа», собранных Далем. В Читинской области уже во второй половине XX столетия был записан рассказ — быличка о том как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок. «И каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала[23].
Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей[24]. Отмечена русалка, которая прихорашивалась, смотрясь в воду, как в зеркало[25][стиль!]
В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры[26].
В питании русалок народом отмечены рыба и раки, а по ночам они забираются в сараи, где могут доить коров[25]. Часто русалок видят среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломают жито». А по наблюдениям, в дикой степи — питаются различными травами и ягодами[27]. По свидетельству из Галиции, «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить»[28].[стиль!]
Внешний вид
По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелёными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно»[29].
По мнению Зеленина определённого образа русалки нет. Широко распространённое у русских представление о шуто́вке, водяни́це, хи́тке, черто́вке, чаще всего как об уродливой женщине с огромной грудью, относится к жене водяного или к духу воды женского пола — образ, близкородственный русалке[30].
Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно редки и, по-видимому, появились под книжным влиянием[17] (см. Морская дева). Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.
Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для крестьянской девушки — типичный и значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).
Преобладающий цвет волос — русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» — «с русыми волосами»[31].

Нрав русалок
В лесу обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др.)[32], на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни»[33]; нападают на людей и щекочут их до смерти.[стиль!] В Белоруссии верили, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться[34].
В целом русалки — существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями[35].[стиль!]
Отпечатки своих ступней на берегу искусно прячут: «Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав их врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои»[36].
Русалки имеют склонность к специфическим шуткам, о чём записано в народных быличках: «В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили её дубинами, и русалка ушла»[37].[стиль!]
Иногда от скуки русалки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев[38].
Согласно описанию Пушкина, русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом»[39]. По народным поверьям русалки «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут»[40]. В сосновом бору существуют деревья, вокруг которых не растёт трава, поскольку взявшись за руки здесь часто пляшут русалки, вытаптывая круги[41]. По представлениям российских крестьян, русалки ночью при луне, «которая для них ярче обычного светит», качаются на ветвях, аукаются между собой и водят весёлые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегают и резвятся, там, впоследствии, трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее[23].
Белорусские русалки кричат «уу-гу! уу-гу!»[41] Смоленские — качаются на деревьях с криком «рели-рели!» или «гутыньки-гутеньки»[23].[стиль!]
В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» от того, что они лихо плещутся или лихо пляшут[42]. В Курской губернии в прошлом было отмечено суеверие, что мелодии и ритмы песен, распеваемых женщинами, якобы подслушаны ими у поющих русалок.[источник не указан 96 дней]
«Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса»[37]. Напротив, с молодыми парнями русалки бесстыдно заигрывают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков, или разными способами заманить пловца на глубину.
Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть.[стиль!] Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан загово́р от «приставаний» русалки: «Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать»[43]. Если заклинание не помогало, то следовало уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе: «тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются голоса их»[44].
Оберегает от них полынь.[стиль!]
Домашние русалки
Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, говорит что якобы «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу», и что они «кормятся по чужим семействам, в особенности в тех, где является ссора между семейными за столом»[45].
По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, — тогда запели, заиграли, да в лес»[46].
В Смоленской губернии на рубеже XIX—XX веков была записана следующая легенда[47]:
Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало — больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

Русалка в народном календаре
По распространённому народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Зелёные святки выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. В «русальную неделю»[48] русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. С Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг — «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего приурочивались к воскресенью или к первому дню Петрова поста, следующего за Русальной неделей[49].
Считалось что особенно активны русалки также в ночь на Иван Купала с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по новому стилю)[23]. На следующий день (Феврония-русальница) последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов[50].
Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.admin007.net

Вернуться к началу Перейти вниз

Ведява

Сообщение автор NovemberRain в Ср Июл 22, 2015 2:36 pm

Ведява (мокш., эрз., ведь — «вода», ава — «женщина») — в мордовской мифологии дух воды в образе молодой женщины, либо девушки.
Олицетворяя опасность водной стихии, образ Ведявы вызывал у людей чувство страха. Они верили, что Ведява могла не только утопить, но и наслать болезни, если не совершить жертвоприношение ей. Полагали, что Ведява покровительствует любви и деторождению. Она будто бы может рассердиться на мужчину или женщину и обречь их на бесплодие. Бездетные женщины просили Ведяву дать им детей, устраивали особые моления (ведьозкс). В то же время люди понимали, что без воды не может быть жизни: она делает плодородными поля, луга, леса, в реках и озёрах можно ловить рыбу и т. п. Поэтому в произведениях устного народного творчества образ Ведявы наделён не только отрицательными, но и положительными качествами.
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.admin007.net

Вернуться к началу Перейти вниз

Мокей Мокрый

Сообщение автор NovemberRain в Ср Июл 22, 2015 2:41 pm

Моке́й Мо́крый[1] — день народного календаря славян, приуроченный к христианскому дню памяти священномученика Мокия Амфипольского (ок. 295), отмечаемый 11 (24) мая. По этому дню крестьяне судили о погоде на лето, мужчины приостанавливали посевные работы[1].


«Солнечный восход багрян – лето с грозами идёт»

Другие названия
рус. Мо́кий[2], Мо́кий Мокрый[2], Моке́ев день[3], Мокрый день[3], Мокросей[3]Мокий-погодоуказчик[2], День обновления Царь-градаполес. Целагря́д[4], Целагря́дный день[4]болг. и макед. Святые Кирилл и Мефодий[2].

Обряды восточных славян
Утром наблюдают восход солнца и погоду. Исходя из наблюдений делают прогнозы на лето: «Мокро на Мокéя — жди лета ещё мокрее». По народным приметам, в этот день шли мелкие дожди. Крестьяне говорили: «Мокей с дождем пришёл, работы в поле приостановил». По Мокею и погоду на дальнейшее время определяли: как туманы расстилаются, как заря занимается.[источник не указан 61 день]
Православная церковь отмечает в этот день обновление Царьграда (Константинополя). Народ это событие переосмыслил по-своему. Крестьяне считали, что в этот день происходит празднование Царя-Града, насылающего грозовые тучи и град[5]. Земледельцы считали за грех на «христианский день обновления Царь-града» сеять хлеб, иначе градом побъёт[3]. Считалось, что град — это камни, бросаемые богом-громовником.[источник не указан 61 день]
У крестьян существовало поверье, что с приходом Мокия пробуждаются русалки.[источник не указан 61 день]
Считалось, что в этот день зацветает незабудка. По народному преданию, назван этот цветок так для того, чтобы у людей память сохранялась, чтобы не забывали они своих предков, защитников Отечества, учителей. Незабудку дарили в память о ком-либо из близких. В этот день вспоминали тех, кто оставил по себе добрую память[6].
Поговорки и приметы
На память обновления Царя-града не сеют, чтоб градом не выбило хлеба. Солнечный восход багрян — лето с грозами идёт. «Мокій червоний — літо грозове» (укр.). Восход солнца багряный — грозное и пожарное лето (тульск.). Мокро на Мокия — жди лета ещё мокрее[2]. В день Мокия мокро, все лето мокрое, и наоборот. Если во время града выкинуть в окно помело — град прекратится. Коли туманно, багряный восход солнца, днем дождь — к мокрому, грозному лету[7]. Луковые мухи вылетают — когда вишни зацветают. Горлица заворкует — пора сеять коноплю. Как прилетит ласточка, так начинают сеять просо — делать это нужно непременно в полдень, иначе много сорняков будет. А вот горох сеять вообще запрещено — градом побьёт.
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.admin007.net

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Русалка. Термин. История.

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения